|
КОНЦЕПЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПОДЪЕМА Президент
Академии
Экономических
Наук Украины, Промышленный
потенциал
Донецкого
региона
формировался
с начала его
освоения (1756г.),
исходя из
потребностей
сначала
Российской
Империи, а
затем всего
бывшего
Советского
Союза. При
этом,
фундаментом
промышленного
Номенклатура
как ветвь
власти Коррумпированная
номенклатура
в Украине
сегодня
чрезвычайно
влиятельна.
Она успела
крепко
срастись с
организованной
преступностью,
в частности,
ее наиболее
опасной -
экономической
-
составляющей.
Номенклатура
преследует
свои
интересы
всюду и с
успехом
контролирует
ситуацию -
посредством
принятия (непринятия
или
выгодного
для
номенклатуры
"редактирования")
законодательных
актов, указов
и инструкций,
а также
блокирования
выполнения
тех из них,
которые
номенклатуру
не
устраивают. "Регламентированная
коррупция"
по-советски Проблема
коррупции
актуальна не
только для
развивающихся
стран с
переходной
экономикой.
Существует
она и на
цивилизованном
Западе, была и
в СССР с его
жестко
работавшей
машиной
контроля над
обществом. С
одной
стороны в
СССР не за чем
было красть
миллион:
потратить
его не "засветившись"
представлялось
маловероятным.
И непростая
судьба
товарища
Бендера тому
яркое
подтверждение.
С другой -
большинство
чиновников,
входивших в
партийно-хозяйственную
иерархию,
фактически
попадали в
разряд
коррупционеров:
каждый на
своей
бюрократической
ступеньке
пользовался
тем или иным
набором
неофициальных
льгот (которые
дополняли
льготы
официальные).
Система
действовала
четко в
соответствие
с негласными
законами
партийно-хозяйственной
элиты.
Превышение
своего
лимита на
неофициальные
блага - будь
то суммы
получаемых
взяток или
размеры
дачного
участка -
жестоко
карались:
нелицеприятной
критикой "товарищей",
исключением
из партии и
соответственно
из рядов
номенклатуры.
В случаях
особо
дерзкого
отступления
от норм
внутрипартийной
этики в силу
вступали
законы
советского
Уголовного
кодекса. "Нерегламентированная
коррупция"
времен
перестройки
и
провозглашения
независимости
С
наступлением
эры
Горбачева
партийный
контроль
стал резко
ослабевать и
как
следствие -
начала
стремительно
расти "дикая"
нерегламентированная
коррупция. Ее
заметный
рост
наблюдался
еще в
последние
годы
царствования
Леонида
Брежнева, что
в первую
очередь
объяснялось
не столько
физическим и
психическим
состоянием
маразматирующего
вождя,
сколько
закатом
плановой
советской
экономики,
исчерпавшей
себя
окончательно
- едва
наметилось
сокращение
поступлений
от
золотоносного
нефтяного
экспорта и
неспособностью
советского
ВПК
состязаться
на равных с
военно-промышленной
машиной
американских
"ястребов". С
приходом к
власти
бывшего
главы КГБ
СССР Юрия
Андропова,
тот
попытался
навести в
стране
порядок -
естественно,
сугубо
полицейскими
методами. В
стране
прошел ряд
резонансных
процессов, в
которых
фигурировали
заметные
представители
политической
элиты.
Логическую
точку в этих
бесплодных
попытках
поставила
смерть
Андропова.
После чего
коррумпирование
и тенизация
продолжались
ускоренными
темпами. Статистика
этих лет
свидетельствует
о резком
сокращении
числа
судебных дел
по
взяточничеству.
Если в 1985 году
за получение
взяток в
Украине
осудили 574
человека, то в
1989 году - только
62. В
последующие
годы число
таких дел
начало
незначительно
расти, но это
ни в коей мере
не отражало
истинных
масштабов
коррупции в
государстве.
Так, в 1994 году
число
осужденных
за взятки
достигло 213
человек. А в 1997
году, по
словам
председателя
Верховного
Суда Украины
Виталия
Бойко, за
получение
взятки
осуждено 167
человек, за
дачу взятки - 165,
за
посредничество
- 13. По
имеющимся у
нас
неофициальным
данным, эти
цифры
продолжают
расти. Реальный
же уровень
коррупции
определить
крайне
сложно. По
словам Бойко,
этому мешает
несовершенная
система
отчетности,
действующая
в судебных
органах.
Кроме того,
раскрытие
такого рода
преступлений
во все
времена
считалось
наиболее
сложной
работой.
Этому
способствует
и
действующее
законодательство.
Уголовный
кодекс
предполагает
ответственность
не только за
получение, но
и за дачу
взятку. Если
же человек,
давший
взятку,
явится с
повинной или
докажет, что
чиновник
вымогал эту
взятку, тогда
теоретически
такое лицо
может быть
освобождено
от уголовной
ответственности.
Но
практически
судьба
заявителя
остается в
руках
следователя,
который в
состоянии
так
повернуть
дело, что за
решетку
сядут оба
участника
сделки. В
принципе,
практические
работники
правоохранительных
органов,
специализирующиеся
на борьбе с
коррупцией, в
приватных
беседах
характеризуют
нынешний
уровень
коррумпированности
как
тотальный.
Один из таких
собеседников
рассказывает,
что в ходе
расследования
гигантского
уголовного
дела по
коррупции в
аппарате
Министерства
внешнеэкономической
деятельности
и торговли (в
числе
подозреваемых
проходило
свыше ста
человек)
сыщики с
удивлением
обнаружили,
что в
министерстве
брали взятки
фактически
все, кто мог
это делать -то
есть
работники,
наделенные
правом
принятия
решений.
Естественно,
это
министерство
не
исключение,
однако в
Украине так и
не состоялся
ни один
шумный
процесс над
группой
высокопоставленных
взяточников.
Мы не
призываем
власти к
использованию
китайской
практики,
когда не
чистых на
руку
чиновников
расстреливают
сотнями - на
радость
народным
массам, но о
чем-то
жестоко-показательном,
подумать
следует. А
если
случается
порой, что на
чистую воду
выводят
представителей
управленческой
элиты, то как
правило это
является
следствием
неких
политических
игр, когда
неугодные
устраняются
самым
простым
способом -
путем
доказательства
служебных
преступлений,
которые
сегодня
можно
выявить едва
ли не у
каждого. Дела
павла
Лазаренко,
Юлии
Тимошенко,
руководителя
банка "Словянский"
Фельдмана -
тому яркое
подтверждение.
Мы отнюдь не
склонны
считать этих
расхитителей
всенародной
собственности
ангелами во
плоти, но
такая "избирательность"
карающей
машины
откровенно
раздлажает. Борьба
или имитация
борьбы? Про
необходимость
борьбы с
коррупцией в
Украине
говорят
давно и на
всех уровнях.
При этом
имитируется
завидная
активность
по наведению
порядка.
Принимаются
законы и
указы,
создаются
новые
силовые
ведомства и
подразделения
по борьбе с
коррупцией, "силовикам"
постоянно
делегируют
все новые,
порой
экстраординарные,
полномочия.
Каков
результат?
Первую
Национальную
программу по
борьбе с
преступностью,
одним из
важнейших
пунктов
которой
являлась
борьба с
коррупцией,
выполнили по
разным
оценкам на 30-40%.
Не взирая на
ее провал, в 1996
году
появилась
новая
аналогичная
программа - на
период до 2000
года.
Эксперты
предрекали
ее провал и
оказались
правы. 5
октября 1995
года по
инициативе
Комиссии
Верховного
Совета по
борьбе с
коррупцией и
организованной
преступностью
был принят
Закон
Украины "Про
борьбу с
коррупцией и
взяточничеством".
Авторы этого
закона
торжествовали:
ведь до этого
все борцы с
коррупцией
ссылались на
отсутствие
достаточной
законодательной
базы для
эффективной
борьбы со
злом. Но уже
тогда один из
опытнейших
украинских
правоведов,
заведующий
кафедрой
криминальных
проблем
Института
государства
и права
Национальной
академии
наук Украины
профессор
Александр
Светлов
утверждал,
что "антикоррупционный"
закон не
нужен и он не
изменит
ситуации.
Ведь в
Уголовном
кодексе
присутствуют
все те
преступления,
которые и
включает в
себя понятие
"коррупция",
само по себе
не
являющееся
юридическим
термином.
Главную же
проблему
неудач в
борьбе с
коррупцией
Светлов
усматривал в
непрофессионализме
самих борцов.
А также,
хочется
добавить, и в
непрофессионализме
тех, кто
принимает
законы, в
которых
фигурируют
неюридические
термины. Как
и следовало
ожидать,
реализация
упомянутого
закона не
дала
ощутимых
результатов.
Весной 1998 года
Верховный
суд
проанализировал
судебную
практику по
делам,
связанным с
коррупцией.
Если верить
постановлению
пленума
Верховного
суда, Закон
Украины "Про
борьбу с
коррупцией и
взяточничеством"
стал толчком
для
многочисленных
злоупотреблений
со стороны
самих борцов
с коррупцией,
привел к
новым видам
нарушений
прав
человека в
Украине. Суды
отменили
множество
взысканий,
наложенных
правоохранительными
органами в
исполнение
указанного
Закона. Порой
на
чиновников
накладывались
штрафы за
совершенное
коррупционное
деяние в виде
несвоевременной
подачи
декларации о
доходах.
Однако, это
нонсенс,
поскольку
подобное
нарушение ни
по каким
юридическим
канонам не
относится к
понятию
коррупции.
Под
категорию "коррупционных"
отнесены и
иные
нарушения,
подпадающие
под действие
административного
кодекса. Но "изюминка"
состоит в том,
что в этих
случаях
судебное
решение не
может быть
обжаловано. В
результате
многие
чиновники,
которые были
наказаны
совершенно
необоснованно,
не могут
доказать
обратного в
суде,
отстоять
своих прав. В
то же время,
работники
контролирующих
и надзорных
органов не
отнесены к
категории
госслужащих,
что
автоматически
выводит их из
зоны
действия
Закона "Про
борьбу с
коррупцией и
взяточничеством".
А значит
способствует
коррумпированию
последних. "Аппарат"
- это звучит
всеобъемлюще
Впрочем,
"силовая"
составляющая
- важная, но не
главная в
борьбе с
коррупцией.
Зарубежные и
национальные
эксперты
единодушно
утверждают,
что для
реального
снижения
уровня
коррумпированности
необходима
политическая
воля высшего
руководства
страны. А этой
воли, ему -
руководству -
похоже, и не
достает. В
Украине лишь
продолжают
заявлять о
решимости
бороться с
этим злом. А
на практике? В
50-60-х годах
аппарат
государственного
управления в
СССР
составлял
около
полумиллиона
человек. В
семидесятых
эта цифра
возросла до 700
тысяч. К
началу
перестройки
управленцев
было 753 тысячи.
Уже тогда
была
предпринята
попытка
численного
сокращения
руководящего
звена. На
момент
развала
Союза
управленцев
насчитывалось
670 тысяч. После
этого
началась
бурная
борьба за
власть - то
есть за право
принятия
решений. В
результате,
сегодня в
органах
государственной
власти и
местного
самоуправления
Российской
федерации
трудится 1,1
миллиона
человек - без
учета
грандиозных
штатов
силовых
структур. В
Украине штат
госслужащих
на 1996 год
составил 215226
человек.
Более свежих
данных у нас,
увы, нет, но
автор готов
биться об
заклад, что
эта цифра
возросла. При
этом
реальной
властью
обладают
органы
исполнительной
и
законодательной
власти,
принимающие
решения и
распределяющие
средства.
Судебная
ветвь по
причине
своей
удаленности
от этого
процесса
значится в
числе
обиженных,
несмело
заявляя о
решимости
отстаивать
право на
достойное
финансирование.
Тем не менее,
ее
потребности
удовлетворяются
бюджетом в
среднем на 40% -
это порядка 40
миллионов
гривен.
Руководство
Верховного
Суда не
забывает
отметить, что
Кабинет
министров,
Верховная
Рада и
Администрация
Президента
удовлетворяют
свои
нескромные
материальные
нужды сполна.
На
законодательной
ниве в
Украине
трудится 1200
человек.
Наиболее
многочисленна
и "прожорлива"
исполнительная
ветвь власти -
160 тысяч
тружеников "стоимостью"
в 460 миллионов
гривен. 95
тысяч
человек из
состава
местных
органов
самоуправления
обходятся в 248
миллионов
гривен. Падение
производства
в стране
давно уже
достигло
критического
уровня, равно
как и уровень
жизни
граждан. Но в
то самое
время
принималось
решение об
увеличении
финансирования
законодательной
власти - ввиду
разрастания
штата
управленцев.
А ведь помимо
этого за счет
налогоплатильшиков
содержится 70
тысяч
сотрудников
местных
государственных
и налоговых
администраций,
сотни тысяч
силовиков. Общие
затраты на
содержание
украинской
номенклатуры
вряд ли кто-то
подсчитает.
По данным
прессы эта
цифра
составляет
минимум 10
миллиардов
гривен. Но
ведь
чиновники
помимо этого
пользуются
массой льгот.
Павел
Лазаренко,
будучи на
посту
премьер-министра
объявлял о
своем
желании
несколько "сдуть"
разбухшие
штаты
аппарата
управления.
Воплотить
решения
премьера в
жизнь не
удалось.
Сменивший
его
руководитель
Кабинета
министров
объявил о
своем
желании
сократить
штаты на 20%.
Этому уже
никто не
верил. Затем
было
очередное
решение
Президента
по
ускоренному
проведению
застопорившейся
админреформы.
И вновь все
закончилось
словами.
Сегодня в
стране
отыщется
мало
оптимистов,
готовых
поверить в то,
что
популяция
чиновников
будет
ограничена в
своем росте и
прожорливости.
Чиновник
- что за зверь
такой? Сергей
Терехин,
известный
украинский
политик и
экономист,
депутат
Верховного
Совета,
успевший в
свое время
посидеть в
номенклатурном
кресле
заместителя
министра:
—
Раньше, во
времена СССР
мало кто знал
что реально
происходило
за железным
занавесом.
Поэтому
тогда для
советской
номенклатуры
было
достаточно
автомобиля "Волга"
и
возможности
держать в
холодильнике
банку икры,
чтобы резко
контрастировать
на общем
люмпенизированном
фоне. Но когда
настала
демократическая
эра, наша
номенклатура
стала
конкурировать
с реально
богатыми
людьми - из
развитых
стран.
Сегодня
отделить
номенклатуру
от бизнеса с
существующим
уровнем
вмешательства
государства
в
предпринимательскую
деятельность
- очень не
просто. Но
чиновник - это
управленец. А
опытных
толковых
управленцев
Украине
остро не
достает.
Именно
поэтому я не
поддерживаю
запрет для
депутатов
занимать
посты в
исполнительной
власти -
запрет на
совместительство.
Роман
Зварыч,
народный
депутат,
политолог:
—
Советская
власть имела
четкую
командно-административную
вертикаль с
параллельным
партийным
контролем.
Сейчас
идеологическая
составляющая
отпала, но
формирование
властных
структур
продолжается
командно-административным
методом. Это
затягивает
процесс
формирования
новой
высококвалифицированной
бюрократии. Виктор
Суслов,
депутат
Верховного
Совета, экс-министр
экономики:
—
При
формировании
правительства
сохраняется
номенклатурный
подход. На
места
министров
назначаются
карьерные
чиновники
старой
закалки. Как
правило, они
далеки от
нюансов
большой
политики и их
успешно
используют
те или иные
силы. Они
плохо
ориентируются
в
потребностях
дня. Яркий
пример: в
августе 1997
года были
подготовлены
18 проектов
законов по
налогообложению.
В кабинете
министров их
рассмотрели
и посчитали
что этого
мало - не
солидно как-то.
В итоге
крупные
законопроекты
разбили на
мелкие:
получилось
всего 45: вот,
мол, какой у
нас мощный
потенциал! А
цивилизованные
инвесторы
едва услышав
о 45
законопроектах,
меняющих
налоговое
законодательство,
резко
прекратили
работу над
рядом
перспективных
инвестиционных
проектов. В
итоге в
Украине
наиболее
влиятельными
фигурами
являются
клерки,
которые и
готовят
проекты-поручения.
Несведущие
министры
автоматически
подмахивают
тонны бумаг,
сваливающихся
на их головы
со всех
министерских
кабинетов. Чиновник
есть. Он хочет
есть! Жалкие
оклады,
причитающиеся
украинским
чиновникам,
не пугают
наших героев.
Все
недостающее
они "добирают"
неформальным
образом -
путем
контроля
предпринимательского
сектора. Эта
система
достигла в
Украине
грандиозных
масштабов и
работает с
завидной
надежностью.
Для этой цели
используются
неисчислимые
правила,
нормы,
инструкции.
Естественно,
предприниматель
всякий раз
задается
вопросом: а
что мне это
будет стоить?
И в
результате
чаще всего
приходит к
выводу, что
стоит это
слишком
дорого, после
чего можно
уверенно
сворачивать
бизнес. Но все
же
существует
возможность
спасения. И
эта
возможность
заключается
все в том же
чиновнике,
который
предлагает
обойти
разработанные
им же -
чиновником -
непосильные
для бизнеса
нормы и
инструкции.
Эти "неформальные"
услуги стоят
меньше, чем
неуклонное
соблюдение
всех
требований.
То есть
фактически
речь идет о
разрешении
заниматься
неофициальной
деятельностью.
Таким
образом
чиновник
получает
отступные от
предпринимателя,
последний
получает
возможность
работать. В
проигрыше
разве что
государство. То
есть,
номенклатурой
создаются
все условия
для того,
чтобы
деятельность
в
неофициальном
секторе была
менее
затратной
чем в
официальном.
Таким
образом,
каждая новая
инструкция
является
поводом для
получения
чиновником
новой "надбавки"
к жалованью.
Для
предпринимателя
это всякий
раз означает
увеличение
непроизводительных
затрат - как
для компаний,
что работают
в
официальном,
так и в
неофициальном
секторе. В
результате,
если верить
выводам
экспертов
Украинского
центра
экономических
и
политических
исследований
при участии
представительства
Конрада
Аденауэра в
Украине, "тенизация"
экономики
прогрессирует.
Если
накануне
перестройки
размер части
неофициальной
экономики в
общем ВНП
СССР
составлял не
более 10-15%, то в 1994
году он вырос
в
независимой
Украине до 40%, а
к середине 1996
года
составлял
половину
украинского
ВНП. В
настоящее
время свыше 60%
ВВП
производится
в "тени",
более 40%
работающих
получают
средства к
существованию
там же. Сумма
капиталов,
вывезенных
из Украины
только за
пять лет
независимости
оценивается
примерно в 20
миллиардов
долларов. А по
результатам
нашего
десятилетнего
существования
- 40 миллиардов.
И вопреки
уверениям
официальных
госструктур,
начиная с
Президента в
том, что они
весьма
озабочены
этим
процессом,
реального
сокращения
теневого
сектора не
наблюдается.
Впрочем, в
последнее
время все
чаще звучат
голоса в
пользу
разумной
легализации
теневых
капиталов,
что вселяет
слабую
надежду… На
этом фоне
Украина
ощущает
огромный
инвестиционный
голод. Но
инвестор "не
идет". В
пересчете на
душу
населения
иностранные
инвестиции
составляют 5
долларов в
год, тогда как
в Венгрии - 1200.
Некоторые
страны, дабы
обезопасить
себя от
возможной "донорской"
зависимости,
по
собственной
инициативе
сворачивают
программы,
связанные с
иностранными
кредитами.
Так, к примеру,
сделал Китай.
Украине пока
отказываться
не от чего. Что
важнее: "макро"
или "микро"? Нельзя
не признать,
что в
последние
годы в
Украине
проведены
значительные
реформы на
макро уровне.
Однако
ожидаемых
результатов
результата
от их
реализации
не получено:
уровень
жизни
непростительно
низок, мелкий
и средний
бизнес на
ладан дышат,
отечественный
производитель
не в
состоянии
встать на
ноги из-за
сонма
нахлебников-контролеров,
инвесторы
обходят
Украину
третьей
дорогой. Еще
чуть-чуть,
нагоняют
страхи
экономисты, и
Украину
можно будет
вычеркнуть
из списка
государств с
независимой
национальной
экономикой.
Итак, в чем
причина? И что
делать? -
этими
исконно
славянскими
вопросами
задался
исследователь
Гарвардского
Института
Международного
Развития, в
прошлом
руководитель
представительства
Мирового
банка в Киеве
Дэниэл
Кауфман. И в
итоге пришел
к выводу, что
макрореформы
должны
сопровождаться
реформами на
микроуровне -
в плоскости
реального
воплощения
тех
возможностей,
которые
потенциально
предоставляют
осуществляемые
глобальные
реформы. Но в
результате
длительного
изучения
ситуации
Кауфман не
обнаружил на
украинской
почве
ростков
либерализации
на
микроуровне.
А это, по его
мнению, имеет
два главных
следствия.
При
этом Кауфман
отмечает, что
как правило
при
проведении
либерализации,
доля
теневого
сектора
уменьшается.
Это, в
частности,
случилось в
Польше,
некоторых
странах
Средней и
Восточной
Европы,
странах
Балтии.
Украина же
наряду с
Россией и
Молдовой
занимает
место, где
уровень
тенизации
экономики
чрезвычайно
высок. "Впереди"
только
Грузия и
Азербайджан,
что в
значительной
мере
является
следствием
длительных
боевых
действий в
этих
регионах. Исследование
показало, что
в 1995 году
руководители
новых
частных
предприятий
в Украине
около 30%
своего
рабочего
времени
тратили на
общение с
чиновниками,
в 1996 году - уже 40%.
Сегодня - до
половины
рабочего
времени! Для
сравнения: в
России - 30%, в
Литве - 15%, в
Сальвадоре - 8%.
Несколько
лет назад
Мишель
Камдесю,
директор-распорядитель
МВФ во время
своего
визита в
Москву по
достоинству
оценил
усилия
российских
реформаторов
по
стабилизации,
но был весьма
удивлен
большим
числом
предпринимателей,
ожидавших
приема
министерских
чиновников. "Вы
не сможете
построить
рыночную
экономику на
такой основе",
констатировал
он.
Исследование
Всемирного
банка
показало, что
80-85% компаний
украинского
теневого
сектора при
создании
нормального
бизнес-климата
готовы
перейти в
легальный
сектор. И лишь
15-20%
окончательно
окопались в
неофициальном
бизнесе и уже
не вернутся
оттуда ни при
каких
условиях. Это
свидетельствует
о том, что
Украина еще
располагает
шансом
значительно
оздоровить
свою
экономику. Но
для этого
следует
незамедлительно
провести
целый ряд
обязательных
реформ. Для
процветания
нужна
малость -
реальные
реформы Эксперты
с завидным
оптимизмом
продолжают
указывать
Украине
реальный
путь выхода
из кризиса:
Многочисленные
западные
аналитики с
оптимистическим
складом ума
не устают
твердить, что
при условии
выполнения
вышеприведенных
условий,
Украина
может
использовать
исторический
шанс и уже в
ближайшем
будущем
добиться
значительного
и
длительного
экономического
роста.
Основой
реформы
должно стать
создание
благоприятного
климата для
предпринимательства
и инвестиций -
путем
осуществления
дерегуляции
и
реформирования
системы
госуправления.
|
|