Home Up                                                                  
                            Info-broking.narod.ru  

     Информация - основа мироздания...
                                                   

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА ДО 2010 ГОДА

Президент Академии Экономических Наук Украины, академик НАН Украины Чумаченко Н.Г.  
Первый заместитель председателя Совета Луганского областного Научного Центра перспективного развития, академик УТА Локотош В.Н. Генеральный директор региональной энергетической компании «Рубикон-Газ», член-корр. УТА Лузганов В. И.

Промышленный потенциал Донецкого региона формировался с начала его освоения (1756г.), исходя из потребностей сначала Российской Империи, а затем всего бывшего Советского Союза. При этом, фундаментом промышленного потенциала Донецкого региона во все эти годы являлся постоянно развивающейся топливно-энергетический комплекс. После распада Советского Союза донецкий регион переживает самый сложный период в своей истории, так как угледобывающая отрасль, относящаяся к фундаментальным отраслям, несмотря на то, что промышленные запасы угля шахтных полей действующего шахтного фонда составляют порядка 6800 млрд. тонн, приходит в упадок. Так, объем добычи угля в Донецком регионе на начало 1998 года упал, по сравнению с 1992 годом, почти в 2,3 раза.  
    Резкое падение добычи угля, последовавшее с 1992г., объясняется в первую очередь его невостребованностью рынком. Эта невостребованность вызвана: во-первых, резким падением в стране объемов машиностроительного и других производств, что привело к резкому снижению промышленного энергопотребления и снижению потребления металлопрокатной продукции, и, как следствие этого, к соответствующему уменьшению объемов потребления энергетических и коксующихся углей; во-вторых, длительной работой шахт на пределе своих производственных возможностей не подкрепленных необходимыми объемами обновления производственного потенциала, что привело к резкому ухудшению шахтного фонда, и, как следствие этого, к росту затрат на тонну добываемого угля и подъему цены реализации тонны угля выше мировых цен.  
    Выход из кризисного состояния экономики Донецкого региона и Украины в целом может быть осуществлен только за счет первоочередного подъема топливно-энергетического комплекса. При выборе направлений и методов, обеспечивающих подъем топливно-энергетического комплекса, должны учитываться: - долгосрочные потребности внутреннего и внешнего рынков не только в энергетическом сырье, но и в продуктах его глубокой переработки; - новейшие технологические и технические достижения в практике добычи и переработки энергетического сырья;  
- современные технологии реализации региональных экономических программ.     
             Изучение потребностей внутреннего рынка в энергетическом сырье показывает, что в настоящее время Украина, только из России, ежегодно импортирует по мировым ценам в том числе и в Донецкий регион, порядка 50 млрд. кбм газа и 16-17 млн. тонн нефти. При подъеме экономики Украины потребности в этих энергоносителях будут естественно возрастать. Как на внутреннем, так и на внешнем рынках имеется неудовлетворенный спрос на экологически чистое топливо для автотранспорта и на сырье для производств полимерных материалов.  
               По данным специалистов Госкомгеологии Украины в Донецком бассейне на полях шахт с необходимой дегазацией ресурса метана в угольных пластах составляют 491 млрд. кбм, что позволит за период их эксплуатации извлечь средствами дегазации около 200-245 млрд. кбм газа метана при 40-50% извлечении.  
         Ресурсы метана на полях за пределами действующих шахт составляет 592 млрд. кбм, что при 20% извлечении позволит добыть 110-120 млрд. кбм, а при 50% извлечении 290-300 млрд. кбм газа метана. Ресурсы свободного газа метана во вмещающих породах только по 32 объектам составляют порядка 37,65 млрд. кбм, что при 70% извлечении позволит добыть еще 26,35 млрд. кбм газа. Кроме указанных объектов свободного скопления газов на территории Донецкого бассейна имеются десятки аналогичных структур, нуждающихся в геологическом изучении.  
            Изучение технологий использования энергетических углей в различных странах (Англия, Германия, США, Чехия, Япония) показало, что в последние 10-15 лет в этих странах достигнут значительный прогресс в этой области. Разработаны и внедрены в промышленное использование комплексы для получения синтетического газа из различных видов угля непосредственно на территориях угледобывающих предприятий, что приводит, за счет применения новых технологий, к повышенно эффективности использования теплотворной способности угля, а также к исключению из его цены затрат на его транспортировку до конечного потребителя и затрат на услуги различных посредников. Так, если использование теплотворной способности угля на тепловых электростанциях в Донецком регионе не превышает
34%, то опыт работы немецкой фирмы "lurgi" показывает, что коэффициент использования теплотворной способности углей на энергетических центрах с комплексом газификации угля составляет не менее 50%. Таким образом, имеющийся неудовлетворенный спрос на внутреннем рынке в газе и продуктах его переработки, а также необходимость повышения рентабельности угледобывающих предприятий и повышение объемов добычи угля в Донецком бассейне диктует следующее направления развития топливно-энергетического комплекса Донецкого региона:  
-организация работ по добыче и использованию природного газа метана для частичного сокращения импорта топливно-энергетических ресурсов в Украину;  
- создание энергетических и технологических мобильных комплексов по переработке природного газа метана в электрическую энергию, метанол и другие продукты, пользующиеся повышенным спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках;  
- создание на территории угледобывающих предприятий энергетических и технологических центров, работающих на продуктах, получаемых при газификации добываемых этим предприятием углей.  
           Применение, в рамках выполнения «Государственной программы по добыче попутного газа метана с угольных месторождений Донбасса (1998-2010гг.)», новейших технологий бурения газовых скважин, интенсификации добычи газа метана из угольных полей, получения электрической и тепловой энергии непосредственно на месторождениях газа, получения метанола, синтетического бензина, антидетонационных присадок взамен тетраэтил свинца и другой продукции, а также получение газомоторного топлива непосредственно на месторождениях обеспечат следующие расчетные затраты на производство продуктов глубокой переработки газа метана:  
- 1 кВт-час не более 0,59 цента при цене на внутреннем рынке от 5,4 до 7,2 цента;  
- 1 Гкал не более 5,2 доллара при цене на внутреннем; рынке от 17 до 27 долларов;  
- 1 НМ Кб газомоторного топлива (эквивалентное 1л бензина) не более 7,65  
цента при цене на внутреннем рынке 1л бензина марки АИ-76 от 19,6 до 24,5 цента;  
-1 тонны метанола чистотой 96-98% не более 40 долларов при цене на мировом рынке от 140 до 150 долларов.  
     К 2001 году, при условии выполнения «Государственной программы» планируется только за счет добычи природного газа метана вырабатывать ежегодно в Донецком регионе:  
- 8237 млн. кВт-часов электроэнергии;  
- 9508 тыс. Гкал тепловой энергии;  
- 164 млн. кбм газомоторного топлива;  
- 670 тыс. тонн метанола.  
             Введение в классическую технологию добычу; технологических комплексов глубокой переработки угля на территории угледобывающего предприятия, обеспечивающих получение синтетического газа, электрической и тепловой энергии в количествах, превышающих собственную потребность, позволит шахтам выйти на рынок не только с углом, но и с продуктами его переработки (электроэнергией, тепловой энергией, синтетическими бензинами и другой продукцией).  
     Расширение ассортимента высоколиквидных продуктов угледобывающих предприятий поставляемых на, рынок позволит:  
- увеличить объемы добычи угля, за счет расширения, рынка сбыта продуктами его глубокой переработки;  
- поднять рентабельность угледобычи" за счет участия в реализации продуктов глубокой переработки и использовании при добыче угля дешевой электрической и тепловой энергии;  
- начать обновление основных фондов производства; разрешить социальные проблемы в угледобывающих регионах.  
     Демонополизация производства электрической энергии и автомобильного топлива должна стимулировать в рыночных условиях снижение цен на энергоносители, что в свою очередь, позволит:  
- за счет удешевления энергоносителей (в настоящее время доля энергоносителей в пене сельхозпродукции превышает 50%) создать условия для поднятия уровня рентабельности сельскохозяйственного производства, и тем самым стимулировать его развитие как в выращивании сельхозпродукции, так и в ее переработке;  
- за счет подъема топливно-энергетического комплекса и сельскохозяйственного производства, а также перехода автотранспорта и сельхозмашин на экологически чистое газомоторное топливо увеличить объемы машиностроительного и металлургического производств;  
- снизить в целом социальную напряженность в .Донецком регионе;  
- улучшить экологию Донецкого региона.  
            Для претворения в жизнь предполагаемой Концепции необходим переход не только на новейшие технологии производства, а также на новую технологию организации производства, обеспечивающую:  
- создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов Украины и ближнего зарубежья;  
- создание необходимых условий для привлечения различного рода инновационных и инвестиционных ресурсов, привлечение; инвестиций различных (в т.ч. иностранных) инвесторов, использование различного рода заемных средств (кредитов) как банковских, так и небанковских финансовых структур с обеспечением государственных гарантий их собственникам;  
-. оптимизацию производственных структур, привлеченных к работам по выполнению Концепции (Государственной программы) и их полное взаимодействие независимо от их статуса, формы собственности, ведомственной подчиненности и при активном участии региональных органов власти.  
         Принимая во внимание, что в настоящее время и в обозримом ближайшем будущем состояние государственного бюджета Украины не позволяет приступить к выполнению предлагаемой Концепции, то необходимо к ее выполнению привлечь производственную структуру с негосударственной формой собственности. При этом, обязательным условием для выбора производственной структуры с негосударственной формой собственности должно быть наличие в ее уставных документа) наряду с материальными активами также и гудвила (нематериальных активов, закрепляющих интеллектуальную собственность физических лиц), что обеспечивает создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и оптимизации производственных структур при выполнении «Государственной программы по добыче попутного газа метана с угольных месторождений Донбасса (1998-2010гг.).  
        Претворение в жизнь настоящей Концепции станет надежной основой для реализации общей Программы стабилизации и улучшения социально-экономического положения Донецкого региона и Украины в целом на период до 2011 года.
 

Номенклатура как ветвь власти

Коррумпированная номенклатура в Украине сегодня чрезвычайно влиятельна. Она успела крепко срастись с организованной преступностью, в частности, ее наиболее опасной - экономической - составляющей. Номенклатура преследует свои интересы всюду и с успехом контролирует ситуацию - посредством принятия (непринятия или выгодного для номенклатуры "редактирования") законодательных актов, указов и инструкций, а также блокирования выполнения тех из них, которые номенклатуру не устраивают.

"Регламентированная коррупция" по-советски

Проблема коррупции актуальна не только для развивающихся стран с переходной экономикой. Существует она и на цивилизованном Западе, была и в СССР с его жестко работавшей машиной контроля над обществом. С одной стороны в СССР не за чем было красть миллион: потратить его не "засветившись" представлялось маловероятным. И непростая судьба товарища Бендера тому яркое подтверждение. С другой - большинство чиновников, входивших в партийно-хозяйственную иерархию, фактически попадали в разряд коррупционеров: каждый на своей бюрократической ступеньке пользовался тем или иным набором неофициальных льгот (которые дополняли льготы официальные). Система действовала четко в соответствие с негласными законами партийно-хозяйственной элиты. Превышение своего лимита на неофициальные блага - будь то суммы получаемых взяток или размеры дачного участка - жестоко карались: нелицеприятной критикой "товарищей", исключением из партии и соответственно из рядов номенклатуры. В случаях особо дерзкого отступления от норм внутрипартийной этики в силу вступали законы советского Уголовного кодекса.

"Нерегламентированная коррупция" времен перестройки и провозглашения независимости

С наступлением эры Горбачева партийный контроль стал резко ослабевать и как следствие - начала стремительно расти "дикая" нерегламентированная коррупция. Ее заметный рост наблюдался еще в последние годы царствования Леонида Брежнева, что в первую очередь объяснялось не столько физическим и психическим состоянием маразматирующего вождя, сколько закатом плановой советской экономики, исчерпавшей себя окончательно - едва наметилось сокращение поступлений от золотоносного нефтяного экспорта и неспособностью советского ВПК состязаться на равных с военно-промышленной машиной американских "ястребов". С приходом к власти бывшего главы КГБ СССР Юрия Андропова, тот попытался навести в стране порядок - естественно, сугубо полицейскими методами. В стране прошел ряд резонансных процессов, в которых фигурировали заметные представители политической элиты. Логическую точку в этих бесплодных попытках поставила смерть Андропова. После чего коррумпирование и тенизация продолжались ускоренными темпами.

Статистика этих лет свидетельствует о резком сокращении числа судебных дел по взяточничеству. Если в 1985 году за получение взяток в Украине осудили 574 человека, то в 1989 году - только 62. В последующие годы число таких дел начало незначительно расти, но это ни в коей мере не отражало истинных масштабов коррупции в государстве. Так, в 1994 году число осужденных за взятки достигло 213 человек. А в 1997 году, по словам председателя Верховного Суда Украины Виталия Бойко, за получение взятки осуждено 167 человек, за дачу взятки - 165, за посредничество - 13. По имеющимся у нас неофициальным данным, эти цифры продолжают расти.

Реальный же уровень коррупции определить крайне сложно. По словам Бойко, этому мешает несовершенная система отчетности, действующая в судебных органах. Кроме того, раскрытие такого рода преступлений во все времена считалось наиболее сложной работой. Этому способствует и действующее законодательство. Уголовный кодекс предполагает ответственность не только за получение, но и за дачу взятку. Если же человек, давший взятку, явится с повинной или докажет, что чиновник вымогал эту взятку, тогда теоретически такое лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Но практически судьба заявителя остается в руках следователя, который в состоянии так повернуть дело, что за решетку сядут оба участника сделки.

В принципе, практические работники правоохранительных органов, специализирующиеся на борьбе с коррупцией, в приватных беседах характеризуют нынешний уровень коррумпированности как тотальный. Один из таких собеседников рассказывает, что в ходе расследования гигантского уголовного дела по коррупции в аппарате Министерства внешнеэкономической деятельности и торговли (в числе подозреваемых проходило свыше ста человек) сыщики с удивлением обнаружили, что в министерстве брали взятки фактически все, кто мог это делать -то есть работники, наделенные правом принятия решений. Естественно, это министерство не исключение, однако в Украине так и не состоялся ни один шумный процесс над группой высокопоставленных взяточников. Мы не призываем власти к использованию китайской практики, когда не чистых на руку чиновников расстреливают сотнями - на радость народным массам, но о чем-то жестоко-показательном, подумать следует. А если случается порой, что на чистую воду выводят представителей управленческой элиты, то как правило это является следствием неких политических игр, когда неугодные устраняются самым простым способом - путем доказательства служебных преступлений, которые сегодня можно выявить едва ли не у каждого. Дела павла Лазаренко, Юлии Тимошенко, руководителя банка "Словянский" Фельдмана - тому яркое подтверждение. Мы отнюдь не склонны считать этих расхитителей всенародной собственности ангелами во плоти, но такая "избирательность" карающей машины откровенно раздлажает.

Борьба или имитация борьбы?

Про необходимость борьбы с коррупцией в Украине говорят давно и на всех уровнях. При этом имитируется завидная активность по наведению порядка. Принимаются законы и указы, создаются новые силовые ведомства и подразделения по борьбе с коррупцией, "силовикам" постоянно делегируют все новые, порой экстраординарные, полномочия. Каков результат? Первую Национальную программу по борьбе с преступностью, одним из важнейших пунктов которой являлась борьба с коррупцией, выполнили по разным оценкам на 30-40%. Не взирая на ее провал, в 1996 году появилась новая аналогичная программа - на период до 2000 года. Эксперты предрекали ее провал и оказались правы.

5 октября 1995 года по инициативе Комиссии Верховного Совета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью был принят Закон Украины "Про борьбу с коррупцией и взяточничеством". Авторы этого закона торжествовали: ведь до этого все борцы с коррупцией ссылались на отсутствие достаточной законодательной базы для эффективной борьбы со злом. Но уже тогда один из опытнейших украинских правоведов, заведующий кафедрой криминальных проблем Института государства и права Национальной академии наук Украины профессор Александр Светлов утверждал, что "антикоррупционный" закон не нужен и он не изменит ситуации. Ведь в Уголовном кодексе присутствуют все те преступления, которые и включает в себя понятие "коррупция", само по себе не являющееся юридическим термином. Главную же проблему неудач в борьбе с коррупцией Светлов усматривал в непрофессионализме самих борцов. А также, хочется добавить, и в непрофессионализме тех, кто принимает законы, в которых фигурируют неюридические термины.

Как и следовало ожидать, реализация упомянутого закона не дала ощутимых результатов. Весной 1998 года Верховный суд проанализировал судебную практику по делам, связанным с коррупцией. Если верить постановлению пленума Верховного суда, Закон Украины "Про борьбу с коррупцией и взяточничеством" стал толчком для многочисленных злоупотреблений со стороны самих борцов с коррупцией, привел к новым видам нарушений прав человека в Украине. Суды отменили множество взысканий, наложенных правоохранительными органами в исполнение указанного Закона. Порой на чиновников накладывались штрафы за совершенное коррупционное деяние в виде несвоевременной подачи декларации о доходах. Однако, это нонсенс, поскольку подобное нарушение ни по каким юридическим канонам не относится к понятию коррупции. Под категорию "коррупционных" отнесены и иные нарушения, подпадающие под действие административного кодекса. Но "изюминка" состоит в том, что в этих случаях судебное решение не может быть обжаловано. В результате многие чиновники, которые были наказаны совершенно необоснованно, не могут доказать обратного в суде, отстоять своих прав.

В то же время, работники контролирующих и надзорных органов не отнесены к категории госслужащих, что автоматически выводит их из зоны действия Закона "Про борьбу с коррупцией и взяточничеством". А значит способствует коррумпированию последних.

"Аппарат" - это звучит всеобъемлюще

Впрочем, "силовая" составляющая - важная, но не главная в борьбе с коррупцией. Зарубежные и национальные эксперты единодушно утверждают, что для реального снижения уровня коррумпированности необходима политическая воля высшего руководства страны. А этой воли, ему - руководству - похоже, и не достает. В Украине лишь продолжают заявлять о решимости бороться с этим злом. А на практике?

В 50-60-х годах аппарат государственного управления в СССР составлял около полумиллиона человек. В семидесятых эта цифра возросла до 700 тысяч. К началу перестройки управленцев было 753 тысячи. Уже тогда была предпринята попытка численного сокращения руководящего звена. На момент развала Союза управленцев насчитывалось 670 тысяч. После этого началась бурная борьба за власть - то есть за право принятия решений. В результате, сегодня в органах государственной власти и местного самоуправления Российской федерации трудится 1,1 миллиона человек - без учета грандиозных штатов силовых структур.

В Украине штат госслужащих на 1996 год составил 215226 человек. Более свежих данных у нас, увы, нет, но автор готов биться об заклад, что эта цифра возросла. При этом реальной властью обладают органы исполнительной и законодательной власти, принимающие решения и распределяющие средства. Судебная ветвь по причине своей удаленности от этого процесса значится в числе обиженных, несмело заявляя о решимости отстаивать право на достойное финансирование. Тем не менее, ее потребности удовлетворяются бюджетом в среднем на 40% - это порядка 40 миллионов гривен. Руководство Верховного Суда не забывает отметить, что Кабинет министров, Верховная Рада и Администрация Президента удовлетворяют свои нескромные материальные нужды сполна. На законодательной ниве в Украине трудится 1200 человек. Наиболее многочисленна и "прожорлива" исполнительная ветвь власти - 160 тысяч тружеников "стоимостью" в 460 миллионов гривен. 95 тысяч человек из состава местных органов самоуправления обходятся в 248 миллионов гривен.

Падение производства в стране давно уже достигло критического уровня, равно как и уровень жизни граждан. Но в то самое время принималось решение об увеличении финансирования законодательной власти - ввиду разрастания штата управленцев. А ведь помимо этого за счет налогоплатильшиков содержится 70 тысяч сотрудников местных государственных и налоговых администраций, сотни тысяч силовиков.

Общие затраты на содержание украинской номенклатуры вряд ли кто-то подсчитает. По данным прессы эта цифра составляет минимум 10 миллиардов гривен. Но ведь чиновники помимо этого пользуются массой льгот. Павел Лазаренко, будучи на посту премьер-министра объявлял о своем желании несколько "сдуть" разбухшие штаты аппарата управления. Воплотить решения премьера в жизнь не удалось. Сменивший его руководитель Кабинета министров объявил о своем желании сократить штаты на 20%. Этому уже никто не верил. Затем было очередное решение Президента по ускоренному проведению застопорившейся админреформы. И вновь все закончилось словами. Сегодня в стране отыщется мало оптимистов, готовых поверить в то, что популяция чиновников будет ограничена в своем росте и прожорливости.

Чиновник - что за зверь такой?

Сергей Терехин, известный украинский политик и экономист, депутат Верховного Совета, успевший в свое время посидеть в номенклатурном кресле заместителя министра:

— Раньше, во времена СССР мало кто знал что реально происходило за железным занавесом. Поэтому тогда для советской номенклатуры было достаточно автомобиля "Волга" и возможности держать в холодильнике банку икры, чтобы резко контрастировать на общем люмпенизированном фоне. Но когда настала демократическая эра, наша номенклатура стала конкурировать с реально богатыми людьми - из развитых стран. Сегодня отделить номенклатуру от бизнеса с существующим уровнем вмешательства государства в предпринимательскую деятельность - очень не просто.

Но чиновник - это управленец. А опытных толковых управленцев Украине остро не достает. Именно поэтому я не поддерживаю запрет для депутатов занимать посты в исполнительной власти - запрет на совместительство.

Роман Зварыч, народный депутат, политолог:

— Советская власть имела четкую командно-административную вертикаль с параллельным партийным контролем. Сейчас идеологическая составляющая отпала, но формирование властных структур продолжается командно-административным методом. Это затягивает процесс формирования новой высококвалифицированной бюрократии.

Виктор Суслов, депутат Верховного Совета, экс-министр экономики:

— При формировании правительства сохраняется номенклатурный подход. На места министров назначаются карьерные чиновники старой закалки. Как правило, они далеки от нюансов большой политики и их успешно используют те или иные силы. Они плохо ориентируются в потребностях дня. Яркий пример: в августе 1997 года были подготовлены 18 проектов законов по налогообложению. В кабинете министров их рассмотрели и посчитали что этого мало - не солидно как-то. В итоге крупные законопроекты разбили на мелкие: получилось всего 45: вот, мол, какой у нас мощный потенциал! А цивилизованные инвесторы едва услышав о 45 законопроектах, меняющих налоговое законодательство, резко прекратили работу над рядом перспективных инвестиционных проектов. В итоге в Украине наиболее влиятельными фигурами являются клерки, которые и готовят проекты-поручения. Несведущие министры автоматически подмахивают тонны бумаг, сваливающихся на их головы со всех министерских кабинетов.

Чиновник есть. Он хочет есть!

Жалкие оклады, причитающиеся украинским чиновникам, не пугают наших героев. Все недостающее они "добирают" неформальным образом - путем контроля предпринимательского сектора. Эта система достигла в Украине грандиозных масштабов и работает с завидной надежностью. Для этой цели используются неисчислимые правила, нормы, инструкции. Естественно, предприниматель всякий раз задается вопросом: а что мне это будет стоить? И в результате чаще всего приходит к выводу, что стоит это слишком дорого, после чего можно уверенно сворачивать бизнес. Но все же существует возможность спасения. И эта возможность заключается все в том же чиновнике, который предлагает обойти разработанные им же - чиновником - непосильные для бизнеса нормы и инструкции. Эти "неформальные" услуги стоят меньше, чем неуклонное соблюдение всех требований. То есть фактически речь идет о разрешении заниматься неофициальной деятельностью. Таким образом чиновник получает отступные от предпринимателя, последний получает возможность работать. В проигрыше разве что государство.

То есть, номенклатурой создаются все условия для того, чтобы деятельность в неофициальном секторе была менее затратной чем в официальном. Таким образом, каждая новая инструкция является поводом для получения чиновником новой "надбавки" к жалованью. Для предпринимателя это всякий раз означает увеличение непроизводительных затрат - как для компаний, что работают в официальном, так и в неофициальном секторе. В результате, если верить выводам экспертов Украинского центра экономических и политических исследований при участии представительства Конрада Аденауэра в Украине, "тенизация" экономики прогрессирует.

Если накануне перестройки размер части неофициальной экономики в общем ВНП СССР составлял не более 10-15%, то в 1994 году он вырос в независимой Украине до 40%, а к середине 1996 года составлял половину украинского ВНП. В настоящее время свыше 60% ВВП производится в "тени", более 40% работающих получают средства к существованию там же. Сумма капиталов, вывезенных из Украины только за пять лет независимости оценивается примерно в 20 миллиардов долларов. А по результатам нашего десятилетнего существования - 40 миллиардов. И вопреки уверениям официальных госструктур, начиная с Президента в том, что они весьма озабочены этим процессом, реального сокращения теневого сектора не наблюдается. Впрочем, в последнее время все чаще звучат голоса в пользу разумной легализации теневых капиталов, что вселяет слабую надежду…

На этом фоне Украина ощущает огромный инвестиционный голод. Но инвестор "не идет". В пересчете на душу населения иностранные инвестиции составляют 5 долларов в год, тогда как в Венгрии - 1200. Некоторые страны, дабы обезопасить себя от возможной "донорской" зависимости, по собственной инициативе сворачивают программы, связанные с иностранными кредитами. Так, к примеру, сделал Китай. Украине пока отказываться не от чего.

Что важнее: "макро" или "микро"?

Нельзя не признать, что в последние годы в Украине проведены значительные реформы на макро уровне. Однако ожидаемых результатов результата от их реализации не получено: уровень жизни непростительно низок, мелкий и средний бизнес на ладан дышат, отечественный производитель не в состоянии встать на ноги из-за сонма нахлебников-контролеров, инвесторы обходят Украину третьей дорогой. Еще чуть-чуть, нагоняют страхи экономисты, и Украину можно будет вычеркнуть из списка государств с независимой национальной экономикой. Итак, в чем причина? И что делать? - этими исконно славянскими вопросами задался исследователь Гарвардского Института Международного Развития, в прошлом руководитель представительства Мирового банка в Киеве Дэниэл Кауфман. И в итоге пришел к выводу, что макрореформы должны сопровождаться реформами на микроуровне - в плоскости реального воплощения тех возможностей, которые потенциально предоставляют осуществляемые глобальные реформы. Но в результате длительного изучения ситуации Кауфман не обнаружил на украинской почве ростков либерализации на микроуровне. А это, по его мнению, имеет два главных следствия.

Замедляются общие темпы восстановления производства: ввиду чрезвычайно высоких легальных и "неофициальных" выплат, которые вынуждены производить предприниматели в казну и в карман чиновникам, одни уходят с рынка, иные становятся банкротами, третьи существуют лишь номинально.
Компании подталкиваются к переходу в теневой сектор, где общие затраты ниже.

При этом Кауфман отмечает, что как правило при проведении либерализации, доля теневого сектора уменьшается. Это, в частности, случилось в Польше, некоторых странах Средней и Восточной Европы, странах Балтии. Украина же наряду с Россией и Молдовой занимает место, где уровень тенизации экономики чрезвычайно высок. "Впереди" только Грузия и Азербайджан, что в значительной мере является следствием длительных боевых действий в этих регионах.

Исследование показало, что в 1995 году руководители новых частных предприятий в Украине около 30% своего рабочего времени тратили на общение с чиновниками, в 1996 году - уже 40%. Сегодня - до половины рабочего времени! Для сравнения: в России - 30%, в Литве - 15%, в Сальвадоре - 8%. Несколько лет назад Мишель Камдесю, директор-распорядитель МВФ во время своего визита в Москву по достоинству оценил усилия российских реформаторов по стабилизации, но был весьма удивлен большим числом предпринимателей, ожидавших приема министерских чиновников. "Вы не сможете построить рыночную экономику на такой основе", констатировал он.

Вид лицензии или “услуги” чиновника

Средний размер неофициальной “оплаты”, $

Процент предпринимателей, признающих неизбежность “неофициальных” оплат

Регистрация предприятия

176

66

Визит санитарного/ пожарного инспектора

42

81

Визит налогового инспектора

87

51

Установка телефонного номера

200

78

Оренда государственных площадей (м2/месяц)

7

66

Лицензия на экспорт

123

61

Лицензия на импорт

278

71

Переезд через границу

211

100

Льготный кредит в национальной валюте, % от стоимости

4

81

Льготный кредит в иностранной валюте, % от стоимости

4

85

Исследование Всемирного банка показало, что 80-85% компаний украинского теневого сектора при создании нормального бизнес-климата готовы перейти в легальный сектор. И лишь 15-20% окончательно окопались в неофициальном бизнесе и уже не вернутся оттуда ни при каких условиях. Это свидетельствует о том, что Украина еще располагает шансом значительно оздоровить свою экономику. Но для этого следует незамедлительно провести целый ряд обязательных реформ.

Для процветания нужна малость - реальные реформы

Эксперты с завидным оптимизмом продолжают указывать Украине реальный путь выхода из кризиса:

Реализация всеобъемлющей программы дерегуляции. Программа должна предусматривать равные стартовые возможности для новых предприятий, отмена большинства видов лицензий и разрешений для предприятий. Те, что останутся, должны предоставляться по абсолютно простым и "прозрачным" правилам. Чиновников следует лишить возможности принимать решение по своему усмотрению (сюда также относятся вынужденные задержки на таможне, самовольная отмена разрешений на импорт, накладывание чрезмерных штрафов). Следует отменить ограничения на внутреннюю сельхозторговлю, прекратить практику выборочного предоставления госконтрактов, отказаться от контроля за ценами. Провести дерегулирование секторов энергетики и электроэнергетики, создать конкурентную среду в секторе газоснабжения. Демонополизировать крупные промструктуры. Ускорить приватизацию и провести земельную реформу.
Снизить ставки и упростить режим налогообложения. При этом прежде всего следует уменьшить чрезвычайно высокий налог на зарплату. Запустить реальный действующий механизм сбора налогов, отменить все привилегии по уплате налогов. Налоговый режим должен быть простым, умеренным и прозрачным.
Рационализовать финансовый сектор.
Реструктуризировать госсектор. Кардинально сократить число чиновников. Пусть занимаются собственным бизнесом, идут в налоговые службы, преподают в конце-концов. А те что останутся - сконцентрируют усилия на реформировании местных органов власти.

Многочисленные западные аналитики с оптимистическим складом ума не устают твердить, что при условии выполнения вышеприведенных условий, Украина может использовать исторический шанс и уже в ближайшем будущем добиться значительного и длительного экономического роста. Основой реформы должно стать создание благоприятного климата для предпринимательства и инвестиций - путем осуществления дерегуляции и реформирования системы госуправления.

 

 

 

Home ] Up ]

 
Hosted by uCoz